Роль крёстных в современном мире
Некоторые мысли по данной теме катехизатора патриаршего молодежного центра при Даниловом монастыре Юрия Белановского.
Что для Вас означает быть крестным/крестной?
Я все меньше понимаю для себя, что это значит. Я понял, что теория это одно, а жизнь другое. Особенно жизнь чужой семьи.
Насколько вы близки с родителями своего крестника?
С некоторыми очень близок (ближайшие родственники), с некоторыми просто дружу. С родственниками вместе проводим летний отпуск и часто видимся тут. С друзьями видимся редко.
Насколько это воцерковленные люди?
Все люди не воцерковленные.
Разговариваете ли вы с крестником о православии? Сколько времени проводите с ним?
О православии не разговариваем. Я понял, что отвечать можно только на запрос. Мой опыт показал, что иначе не имеет смысла.
Считаете ли вы, что крестная/крестный должны водить ребенка в храм ко причастию?
Я когда-то так считал. Но на опыте я понял, что это должна делать семья. Если этого семья не делает, то и редкие вне семейные посещения храма дело спорное...
Вообще на Ваш взгляд в какой степени крестная мать/отец отвечает перед Богом за своего крестника?
Очевидно, что ответственность определяется не столько фактом "крестничества" или еще чем, сколько запросом семьи, возможностями ей предоставляемыми и реальными жизненными ресурсами крестных родителей по воцерковлению детей. Если ресурсов изначально нет, то и ответственность минимальна. Дело в том, что, как правило, родители так и так крестят своего ребенка, даже если крестный откажется. Наша система катехизации (вернее ее отсутствие) продиктовали единственное условие к крещению - деньги. Если какая-нибудь семья решила крестить дитя, то она это сделает. Крестный приглашается, как правило, для формы, а не для воцерковления. Перед ним и не ставят воспитательную задачу. А он потом начинает лезть к семье, требовать чего-то, обижаться и т. д., а родители искренне говорят: чего тебе от нас надо? Это наш ребенок...
Может ли крестный родитель перед крещением ставить условия?
Я думаю да. Он должен все обговорить до мелочей. Я уверен, что крестные в наше время очень мало ответственны в силу мизерности ресурсов по воцерковлению детей и несоответствии ожидания крестного с запросом семьи. Я полностью разделяю мнение А. Боженова.
Прочитайте еще раз Последование св. Крещения, там Церковь предусматривает конкретные акты волеизъявления крещающегося. Как можно изъявить волю за другого человека? Или младенец выдал доверенность своим восприемникам? Абсурд. Если бы последование Крещения не содержало обетов крещаемого, то никаких логических препятствий для крещения младенцев бы не было. Но обеты есть, причем обеты глубоко личные, в духовном смысле - интимные... Человек, когда рождается, никому никаких обещаний не дает. Просто рождается и все тут. Даже воля родителей к рождению ребенка имеет условный и ограниченный характер - рождение совершается Богом, если можно так сказать...
Со всем сказанным я согласен. Вопрос снимается только тем, что крестить можно только детей из церковных семей - это честно и понятно. Я уже писал, повторюсь: Крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла - дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви. Именно поэтому чин "воцерковления" должен предшествовать чину Крещения, как свидетельствующий о потенциальной церковности детей. В наше время при невозможности изменить практику, крещение младенцев из нецерковных семей желательно при гарантии того, что восприемники могут оказывать серьезное воспитательное воздействие на детей при воцерковлении этих детей конкретной общиной. Иначе необходимо ждать свободного решения повзрослевших детей. На крещеном ребенке в будущем, на семье и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.
Основанием для крещения детей является именно их принадлежность к церковным семьям, а не вера родителей или восприемников, заменяющая веру детей.
В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников - быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.
Вполне допустима практика двух крестных притом, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок.
В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола. В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми или с их родителями, т. е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самими крестниками или крестницами, ни с их родными отцом и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами. Преосвященные имеют право разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятого им крещаемого ребенка, если не встретится других законных к тому препятствий (Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Недопустимо отстранять от участия в Таинстве Крещения матерей крещаемых детей по прошествии периода сорокодневного очищения. В наше время исходя из соображений пастырского снисхождения и важности присутствия всех членов семьи имеет смысл допускать женщин и раньше этого срока.
Что для Вас означает быть крестным/крестной?
Я все меньше понимаю для себя, что это значит. Я понял, что теория это одно, а жизнь другое. Особенно жизнь чужой семьи.
Насколько вы близки с родителями своего крестника?
С некоторыми очень близок (ближайшие родственники), с некоторыми просто дружу. С родственниками вместе проводим летний отпуск и часто видимся тут. С друзьями видимся редко.
Насколько это воцерковленные люди?
Все люди не воцерковленные.
Разговариваете ли вы с крестником о православии? Сколько времени проводите с ним?
О православии не разговариваем. Я понял, что отвечать можно только на запрос. Мой опыт показал, что иначе не имеет смысла.
Считаете ли вы, что крестная/крестный должны водить ребенка в храм ко причастию?
Я когда-то так считал. Но на опыте я понял, что это должна делать семья. Если этого семья не делает, то и редкие вне семейные посещения храма дело спорное...
Вообще на Ваш взгляд в какой степени крестная мать/отец отвечает перед Богом за своего крестника?
Очевидно, что ответственность определяется не столько фактом "крестничества" или еще чем, сколько запросом семьи, возможностями ей предоставляемыми и реальными жизненными ресурсами крестных родителей по воцерковлению детей. Если ресурсов изначально нет, то и ответственность минимальна. Дело в том, что, как правило, родители так и так крестят своего ребенка, даже если крестный откажется. Наша система катехизации (вернее ее отсутствие) продиктовали единственное условие к крещению - деньги. Если какая-нибудь семья решила крестить дитя, то она это сделает. Крестный приглашается, как правило, для формы, а не для воцерковления. Перед ним и не ставят воспитательную задачу. А он потом начинает лезть к семье, требовать чего-то, обижаться и т. д., а родители искренне говорят: чего тебе от нас надо? Это наш ребенок...
Может ли крестный родитель перед крещением ставить условия?
Я думаю да. Он должен все обговорить до мелочей. Я уверен, что крестные в наше время очень мало ответственны в силу мизерности ресурсов по воцерковлению детей и несоответствии ожидания крестного с запросом семьи. Я полностью разделяю мнение А. Боженова.
Прочитайте еще раз Последование св. Крещения, там Церковь предусматривает конкретные акты волеизъявления крещающегося. Как можно изъявить волю за другого человека? Или младенец выдал доверенность своим восприемникам? Абсурд. Если бы последование Крещения не содержало обетов крещаемого, то никаких логических препятствий для крещения младенцев бы не было. Но обеты есть, причем обеты глубоко личные, в духовном смысле - интимные... Человек, когда рождается, никому никаких обещаний не дает. Просто рождается и все тут. Даже воля родителей к рождению ребенка имеет условный и ограниченный характер - рождение совершается Богом, если можно так сказать...
Со всем сказанным я согласен. Вопрос снимается только тем, что крестить можно только детей из церковных семей - это честно и понятно. Я уже писал, повторюсь: Крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла - дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви. Именно поэтому чин "воцерковления" должен предшествовать чину Крещения, как свидетельствующий о потенциальной церковности детей. В наше время при невозможности изменить практику, крещение младенцев из нецерковных семей желательно при гарантии того, что восприемники могут оказывать серьезное воспитательное воздействие на детей при воцерковлении этих детей конкретной общиной. Иначе необходимо ждать свободного решения повзрослевших детей. На крещеном ребенке в будущем, на семье и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.
Основанием для крещения детей является именно их принадлежность к церковным семьям, а не вера родителей или восприемников, заменяющая веру детей.
В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников - быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.
Вполне допустима практика двух крестных притом, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок.
В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола. В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми или с их родителями, т. е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самими крестниками или крестницами, ни с их родными отцом и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами. Преосвященные имеют право разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятого им крещаемого ребенка, если не встретится других законных к тому препятствий (Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Недопустимо отстранять от участия в Таинстве Крещения матерей крещаемых детей по прошествии периода сорокодневного очищения. В наше время исходя из соображений пастырского снисхождения и важности присутствия всех членов семьи имеет смысл допускать женщин и раньше этого срока.
+23 | Михей | 19 комментариев |
Комментарии
В древней Церкви поручители (восприемники (крестные)) были у взрослых, а у детей их часто не бывало. И это понятно, поручителями за ребенка являются те, кто будет воспитывать его во Христе. А вот для взрослого поручителем был обычно тот, кто привел этого человека в Церковь, либо уже в церкви епископ назначал одного из христиан - члена общины помогать и руководствовать кандидата на пути к спасению.
Конечно. Бог "лечит" только крещенных. Остальные обойдутся.
Одни святые отцы советуют крестить в 40 дней, другие в три года, другие и в 10 лет не видели в этом греха.
Несколько веков назад появился в требнике чин "крещения вкратце страха ради смертного". Когда я спросил у своего преподаватели Литургики, почему этого чина нет ни в одном Византийском евхологии (молитвослове, требнике), то он, улыбнувшись ответил, что не было тогда этого страха.
И правильно сделаете. Спешка нужна только при ловле блох.
Там было немного иначе: человек, как раз таки, религиозно был очень подкован, исторически тоже, да и попробовал, как сказал, всякие религии... А вот мы, менее образованные и начитанные в этом плане, могли возразить ему только основываясь на интуиции и поверхностных знаниях. И он постоянно требовал у нас четких аргументов... В общем позиция (в кратце) была такая: тело нам дано от лукавого, первородный грех лежит на детях, поэтому надо крестить, чуть ли ни как с роддома выйдешь. А то не ровен час и в лапы к люциферу ребенок попадет. И еще резкое неприятие людей других верований...Ну, да ладно, Бог с ним...
Интересно было бы посмотреть источники, на которые он ссылается, когда утверждает подобные "догматы".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: